Юридическая консультация Королев
МО, г. Королев, мкр. Юбилейный, ул. А.И. Нестеренко, д. 25, офис № 45
ПН-ПТ с 10.00 до 18.00

 

Прим иностранных граждан на работу.

Согласно Закону N 115-ФЗ всех иностранцев, находящихся на территории РФ, можно разделить на три категории.1. Временно пребывающие в РФ (ст. 5 Закона N 115-ФЗ).Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 115-ФЗ.Причем в отношении временно пребывающих иностранцев, въехавших в Россию без визы, порядок оформления на работу значительно упрощен.К странам, граждане которых могут въехать в Россию без визы, относятся: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Украина, Узбекистан (Письмо МИДа России от 27.09.2006 N 32253/19).2. Временно проживающие в РФ (ст. 6 Закона N 115-ФЗ).Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.Указанный срок не продлевается. В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранцу по его заявлению может быть выдан вид на жительство.3. Постоянно проживающие в РФ (ст. 8 Закона N 115-ФЗ).Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (п. 3 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).Особенности оформления на работу иностранцев, постоянно и временно проживающих в Российской ФедерацииДля оформления на работу иностранных граждан, постоянно и временно проживающих в Российской Федерации, организации не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.Для временно проживающих иностранных граждан единственным условием для привлечения к труду является наличие разрешения на работу. разрешения на работу.Для постоянно проживающих иностранных граждан из этого правила сделано исключение. Необходимо отметить, что временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).При этом с учетом особенностей региональных экономических связей Правительство Российской Федерации может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности:1) иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу;2) иностранным гражданином, временно проживающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.Исключения из этого общего правила установлены Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 N 97 (п. 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).Заключение договораС постоянно и временно проживающими на территории России иностранцами договор (трудовой или гражданско-трудовой) заключается при наличии необходимых документов в том же порядке, что и с российскими гражданами.Документы, необходимые для оформления на работу. К ним, в частности, относятся:1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (ст. 10 Закона N 115-ФЗ);2) трудовая книжка (российского образца 1974г), если нет заводится новая. (ч. 5 ст. 65, ст. 66 ТК РФ)3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования( Постоянно и временно проживающие в РФ иностранцы подлежат обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Если ранее иностранец не работал в России и соответствующего свидетельства у него нет, работодатель обязан оформить на него такое свидетельство в органах Пенсионного фонда РФ (абз. 7 ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").4) документ об образовании, квалификации или специальных знаниях - при поступлении на работу, требующую специальной подготовки;5) разрешение на работу (для временно проживающих в РФ иностранцев).Также следует потребовать у иностранца предъявить документы, подтверждающие основание его нахождения в России. Это вид на жительство (для постоянно проживающих) или разрешение на временное проживание (для временно проживающих).С 30 марта 2008 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 18.03.2008 N 183 "Об утверждении Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу", которым утвержден новый порядок уведомления о принятии на работу иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом режиме.Как уже говорилось ранее, работодатели или заказчики работ (услуг) могут привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу (п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). В таком случае получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников не нужно, но работодатель обязан уведомить территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти субъекта РФ по занятости населения.В Постановлении содержатся Правила подачи уведомления и его форма. Наиболее существенным новшеством является то, что указанный порядок распространяется на случаи приема на работу иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не просто прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы, но и имеют разрешение на работу. Кроме того, уведомление в соответствующие органы теперь необходимо подать не в течение 10 дней с даты заключения договора, а в течение трех рабочих дней.В новой форме бланка предусмотрена отрывная часть, которую уполномоченный орган после рассмотрения уведомления возвращает работодателю. Эту часть бланка необходимо хранить в течение года.Оформление на работу иностранцев, временно пребывающих в РФ в безвизовом порядке.Иностранец прибыл в Россию без визыВ соответствии с п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.С иностранцем, прибывшим в безвизовом режиме, достаточно оформить договор (трудовой или гражданско-правовой) и в течение трех рабочих дней с даты его заключения уведомить об этом территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ, п. 2 Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, утвержденных Постановлением N 183.Форма такого уведомления и порядок его подачи утверждены Постановлением N 183.Административная ответственностьНеуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа:1) на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;2) на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.Примечания. 1.В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.Заключение договора (трудового или гражданско-правового)Порядок оформления временно пребывающего в РФ иностранца в штат по трудовому договору практически аналогичен порядку, который действует в отношении временно и постоянно проживающих в РФ иностранцев.Исключением является то, что не нужно требовать от работника страховое свидетельство государственного пенсионного страхования или оформлять такое свидетельство на него самостоятельно. Связано это с тем, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору".Следовательно, на временно пребывающих в РФ обязательное пенсионное страхование не распространяется.Документы при оформлении договора с иностранцами, временно пребывающими в РФ, предъявляются те же, что и при заключении трудового договора (за исключением трудовой книжки) с иностранцами, временно и постоянно проживающими в РФ.Гражданско-правовой договор: основные ошибки оформления, отличия от трудового договораПрактика заключения с работниками гражданско-правовых договоров достаточно широко распространена, поскольку деятельность предприятий и организаций часто связана с факторами сезонности, специфики и неравномерности объемов работ, которые делают для организации экономически невыгодным содержание части работников на постоянной основе.Заключая гражданско-правовой договор, организация экономит на налогах. Согласно п. 3 ст. 238 НК РФ вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, не включаются в налоговую базу по ЕСН в части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, как и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если такая обязанность работодателя отдельно не оговорена в договоре. Кроме того, в случае заболевания работника организации не нужно оплачивать больничный лист, а также начислять отпускные.Но попытки сэкономить иногда оборачиваются для налогоплательщиков штрафными санкциями. Для обоснования правомерности своих действий недостаточно правильно назвать договор, основное значение при квалификации договора имеет его смысл и содержание.Кроме того, налоговые органы вправе доказывать в судебном порядке действительное содержание договоров, заключенных организацией с лицами, занятыми в текущей деятельности компании. Следовательно, разграничение понятий трудового и гражданско-правового договоров имеет существенное значение и для налоговиков, особенно в части полноты определения организацией налоговой базы по единому социальному налогу (ст. ст. 31, 33 НК РФ).Рассмотрим, что такое гражданско-правовой договор и чем он отличается от трудового.В соответствии со ст. 420 ГК РФ под договором понимается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор заключается на добровольных началах, условия его определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ). Оплата работ по договору также устанавливается соглашением сторон.Трудовой договор - это соглашение между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении его правилам внутреннего трудового распорядка при условии обеспечения работодателем условий труда, предусмотренных законодательством о труде, коллективным договором и соглашениями, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ). По трудовому договору работник исполняет порученную ему работу в соответствии со своей специальностью и регулярно получает заработную плату, установленную на основании тарифных ставок либо окладов, независимо от достигнутого результата. Кроме того, принятие сотрудника на работу по трудовому договору предусматривает обязательное оформление личного заявления работника, приказа о приеме на работу на должность в соответствии со штатным расписанием, записи в трудовой книжке.Гражданско-правовой договор не содержит условий, обязывающих исполнителя соблюдать определенный режим работы и отдыха, подчиняться распоряжениям заказчика. Заказчик вправе проверять только ход и качество выполняемых работ, но вмешиваться в деятельность исполнителя не может. Это и является основным отличием гражданско-правового договора от трудового. За выполнение работы (оказание услуги, совершение действия, сделки и т.п.), определенной договором, исполнитель получает вознаграждение. Как правило, оно выплачивается за конечный результат, то есть после сдачи работ в назначенный срок заказчику.Именно на рассмотренные выше особенности договоров и обращают внимание проверяющие органы. При этом, если характер выполняемой работы с их точки зрения не будет соответствовать условиям гражданско-правового договора, они могут переквалифицировать его в срочный трудовой договор и, соответственно, доначислить налоги.Таким образом, при заключении договоров фирме необходимо составить условия соглашения так, чтобы они не давали повода для двусмысленного его толкования, а, наоборот, однозначно указывали на гражданско-правовой характер возникших отношений.Судебная практика также свидетельствует о том, что очень велика опасность признания договора гражданско-правового характера трудовым. Поэтому следует учитывать признаки данных видов договоров, четко соблюдая законодательство Российской Федерации, регулирующее указанную проблему.Налоговые органы вправе доказывать в судебном порядке действительное содержание договоров, заключенных организацией с лицами, занятыми в текущей деятельности компании. Следовательно, разграничение понятий трудового и гражданско-правового договоров имеет существенное значение и для налоговиков, особенно в части полноты определения организацией налоговой базы по единому социальному налогу (ст. ст. 31, 33 НК РФ).

Читать далее:
Абонентское обслуживание фирм Королев

Добавлена 01.04.2011.

Получите консультацию! Есть что спросить? Спрашивайте!

Квалифицированные юристы и адвокаты с удовольствием ответят на любые Ваши вопросы!

Звоните сейчас:
8 (985) 297-07-02
8 (916) 565-36-03